Порфирий Иванов
Год выпуска: 1996
Страна: Россия
Жанр: Документальный
Продолжительность: 0.40+0.40+.0.40+0.40+0.40+0.40
Перевод: Не требуется
В ролях: Порфирий Иванов, Ученики и последователи
Описание: Здесь находиться 7 фильмов каждый продолжительностью 40 минут. Здесь есть сам Порфирий Иванов дает интервью.
Думаю так или иначе уже слышали про него. Кто не знает посмотрим Биографию.
Биография
Порфирий Корнеевич Иванов родился 20 февраля 1898 года на Украине в русском селе Ореховка под Луганском в бедной шахтерской семье, в которой кроме него было восемь детей. Учился в церковно-приходской школе, с 12 лет работал в батраках по найму у пана, с 15 лет на шахте, в очень тяжелых условиях. Никакой профессии он не имел, кроме шахтерской, но позднее работал в разных местах, выполняя самую разную работу. По характеру он был, как говорят, “сорвиголова”, смекалистый, сообразительный юноша. По молодости он был хулиганом, ум у него был ясный, способный на выдумки, а жилось ему трудно. Много терпела его семья и другие бедные семьи от богатых, которых он за это не любил и мстил за такую несправедливость. С приходом советской власти он стал стараться примерно работать и учиться, ему нравилась идея коммунизма, справедливого общества. Хотя позже он, конечно, увидел всю реальную несправедливость советского режима.
Так он жил до 35 лет, а потом жизнь его изменилась. Он пишет о себе так: “Детство, молодость и возмужалые годы жизни я провел так же, как и все люди. Не сверхъестественный я был человек и не надо меня честным величать. Я был одно время разбойник в природе, грабил ее, убивал жизнерадостность, не считался ни с чем, а себе строил благо - все делал для того, чтобы жить хорошо. Но потом удалился от всего этого... и стал приближаться к тому, чтобы подружиться с природою...” Что стало к этому толчком? С Порфирием Корнеевичем случилось тогда, в его 30 с чем-то лет такое: он получил раковое заболевание, которое поразило его руку. Никто ему помочь не мог, болезнь подходила уже к последней стадии, когда он, как все раковые больные, должен был уже слечь и медленно погибнуть. Тогда с отчаяния он решил ускорить этот процесс, заболеть еще какой-нибудь болезнью. И пошел в мороз раздетым на улицу, чтобы замерзнуть и простудиться. Но желаемого результата не добился, тогда он снова это повторил и, к тому же, вылил на себя ведро ледяной воды. Но опять безрезультатно. Он проделывал это несколько дней, но вместо болезни стал получать силы, желание жить, жизнерадостность. Болезнь вдруг стала отступать. Тогда он, заметив такое, продолжил свои эксперименты и в конце концов совсем выздоровел. Это произвело на него огромное впечатление. Раньше он задавался вопросом (которым хоть раз в жизни задается каждый): почему человек подвержен болезни и смерти, несмотря на все удобства, которыми он окружен? А теперь в его голове родилась мысль: “Как же так? То, от чего человек в природе прячется, то дает ему здоровье!” Так начались его поиски, чтобы найти ответ на этот вопрос: “Может быть в природе и в человеке скрыта какая-то тайна?” Он стал постепенно закаляться, сближаться с природой. Стал постепенно отказываться от того, что отделяет человека от нее. Сначала снял шапку и ходил так и в сильные морозы, и ветры. Он хотел проверить, на правильном ли он пути, могут ли так, как он, другие люди, и получат ли они тот же результат выздоровления. И он стал предлагать людям, страдающим различными недугами, проделывать то же, что и он. У них получалось, они исцелялись. Значит, закалка помогает. Но не все имеют такую смелость и волю, чтобы самому ее начинать. Тогда он решил попробовать, а может ли он исцелять людей теми силами, которые он получил от природы в результате своей закалки? Он все время искал в природе подтверждения правильности своих действий, спрашивал ее. И у него получилось исцелить женщину, которая семнадцать лет не ходила... Так шел его эксперимент: он старался быть все ближе к природе. Сначала снял шапку, потом постепенно обувь, затем одежду, остался в одних шортах. Все больше и больше времени проводил на природе. Его здоровье укреплялось, он шел навстречу всем природным стихиям, с которыми встречался, ни от чего не прятался, шел в природу с доверием к ней и любовью, без страха. Она, как разумное и живое существо, давала ему силы и как бы учила его, проверяла его искренность и показывала ему его ошибки. Как он пишет о себе: “Изучал все то, что в человеке и в природе ослабляет и разрушает, и все то, что укрепляет и развивает, и нашел приемы, знание, метод развивать и руководить ими для себя и каждого человека”. В результате он добился того, что мог недели проводить в степи в мороз раздетым и без обуви, при этом он не заболевал, научился управлять с помощью сознания и воли своим телом и психикой, чтобы не допускать в себя болезнь, слабость, лень... Научился обходиться без пищи и воды без всякого вреда продолжительное время (самый длительный его эксперимент в этой области - 108 дней, но это, по его словам, не был предел возможностей), и многое другое. В то же время он начал пропагандировать свой метод оздоровления и закалки всем встречным и помогал больным, бессильным побеждать свои болезни и подниматься с постели. Он пробовал на желающих людях найденные им полезные качества природы, при этом наблюдая за этими людьми и контролируя этот процесс. Как он говорил, “это не обычная закалка организма против холода и простуды, а пробуждение, развитие и сознательное управление внутренними силами и способностями нервной системы”, - это выписка из документа “История и метод моей закалки”, который был послан ученым-медикам и властям в 1951 году. Постепенно Порфирий Корнеевич развил и сформулировал свод правил своей закалки и его условно назвали “Детка” (так он обращался к каждому человеку, называя его деткой). Этот свод также был отослан в Кремль, Л.И.Брежневу. До этого Иванов передавал свое учение устно. Отношение властей к нему, конечно, было очень настороженное. Они всячески старались помешать ему. За всю свою жизнь он провел в сумме 12 лет в тюрьмах и психиатрических больницах, где его так мучили, что доводили почти до полного физического изнеможения и отправляли домой буквально умирать, но там он постепенно восстанавливал свои силы, вновь открывая свое тело природе.
Самое главное, что в этом общении с природой участвовало не только его тело, но и его сознание. Оно изменилось почти полностью. Он осознал свои прежние нравственные пороки и победил их, то есть подчинил своей воле. Дело в том, что в природе, оказывается, почти ничего не добьешься, тем более здоровья, имея какие-то нравственные пороки или дурные эмоции и не пытаясь с ними бороться. Природа их как бы чувствует, и человек не может в таком состоянии (имея пороки...) не замерзнуть или оставаться без еды долгое время. А человеку с положительными, чистыми чувствами и мыслями она открывается, помогает многое вытерпеть и доверяется, как бы позволяет с ней общаться.
Его любовь и терпение к людям были безмерны. Он очень много вытерпел от них обиды и до начала своего пятидесятилетнего эксперимента, и, тем более, после. Но это не останавливало его и не ожесточало, он не изменил своего к ним отношения и старался каждому желающему, приходящему к нему с просьбой человеку дать все, что он мог. У него душа болела за бедных, нуждающихся, больных. Он видел каждого человека с первого взгляда насквозь, уже знал, с чем этот человек к нему пришел, и что он в состоянии принять от него. Он старался в каждом пробудить совесть, помочь победить свою гордость и самолюбие, также страх и презрение, недоверие к людям, пробудить в них любовь. Каждый получал от него по справедливости. От людей он ничего не таил и о каждом своем эксперименте в природе оповещал их, также и власти. И если они не давали совершить задуманного, он не сопротивлялся, так как один из его главных жизненных принципов был: “Свое ставь, другому не мешай”. И еще: “Природа - это все мы, люди, наше желание”. И поэтому он не старался, что называется, “прыгнуть выше головы” и что-то кому-то навязать; “революционно”, - как он говорил, - ничего не добьешься. Надо жить “эволюционно” - постепенно добиваться перемен, по мере роста сознания людей и изменения обстановки в природе. Ведь его цель была не только в том, чтобы каждый в отдельности человек был здоров, не болел и жил счастливо, а и в том, в первую очередь, чтобы “изменить поток сознания людей”, их образ жизни, отношение к природе и к себе. Так как наш образ жизни и наше отношение к природе ведет человечество и каждого отдельного человека к тупику, к самоуничтожению. Это становится сейчас все более очевидно в связи с появлением глобальных проблем человечества, с тем, что наша планета сейчас все более и более истощается и нарушается экологический баланс. Человеческая деятельность грозит сейчас уничтожением и планеты, и самих себя вместе с ней. В этом отношении человек неразумен и не умеет смотреть на все происходящее в масштабе всей планеты и человечества, он живет в своем замкнутом мирке своими эгоистическими интересами, рассматривает все с точки зрения получения личной выгоды, прибыли, не думая о последствиях своих действий. Еще немного, и все может кончиться катастрофой, замечательный человеческий род со всеми его достижениями, этот “царь природы” перестанет существовать, не оставив следа. А ведь в человеке и в природе все гармонично, все продуманно, все устроено так, что человек может жить, не доводя все окружающее и себя до такого плачевного состояния. Человек не использует и половины своих возможностей, что сейчас становится все более очевидным и начинает все чаще обсуждаться. То есть он еще, по существу, не является полноценным человеком, в полном смысле этого слова даже физически. А что говорить о нравственности? Здесь все рассуждения в основном остаются на бумаге, а на деле человеку требуется титанический труд для того, чтобы преодолеть свои эгоистические пороки, и то это никогда не удается ему полностью. Быть может это зависит и от его физического состояния, от общения с природой, которому в этом деле придают так мало значения? Как человек, будучи паразитом на теле природы, “разбойником и убийцей”, как говорил Учитель Иванов, может выработать в себе какую-то нравственную чистоту, какую-то абстрактную духовность, если его способ существования в корне своем безнравственен и бездуховен в отношении к природе? Этот вопрос обычно не приходит никому в голову, так как все, уже ставшие наглядными, вредные последствия человеческой деятельности в природе ставятся в вину способу производства, несовершенности технологий, каким-то проблемам социального устройства... Не говорится почти ничего о безнравственности самого человека в этом отношении. Он считает такой образ жизни единственно возможным. Иванов дает свою точку зрения по этому поводу. Это может показаться кому-то лично для него неподходящим, кому-то утопичным, кому-то фантазией дилетанта-самородка. Но это уже дело лично каждого человека, а ознакомиться с его выводами людям сейчас необходимо, так как нужно искать некий выход из сложившейся ситуации.
Учитель ушел в 1983 году, оставив людям учение, записанное в его тетрадях (которых известно уже более 250), “Детке”, письмах к властям и ученым. Все это осталось тогда без особого внимания. Сейчас же у этой системы оздоровления тысячи последователей, которые пытаются разобраться в наследии Иванова, так как это, безусловно, в первую очередь особое мировоззрение, особый, новый взгляд на историю, человека и природу, на судьбу человечества, а не только один из множества существующих сейчас методов преодоления болезней и закалки организма.
Он оставил нижайшую просьбу к людям: “Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в природе, оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе себе на благо, чтобы тебе было легко”.
Юлия Казновская
А вот его система закаливания или учение под названием Детка
1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холодным.
2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.
3. Не употребляй алкоголя и не кури.
4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12-ти часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.
5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.
6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому - это твое здоровье.
7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье - здоровайся со всеми.
8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу Мира!
9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал - хорошо. Но самое главное - ДЕЛАЙ!
12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
Думаю было бы не правильно если бы я непривел критику в сторону Порфирия Иванова
и так ...
Как Первый канал помогает секте ивановцев
7 ноября 2006 г. на Первом канале (ОРТ) состоялась премьера документального фильма "Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей" (Реж. Дм. Грачёв, автор сценария Ирина Иващенко). Фильм оставил тяжёлое впечатление. Показалось, что мы вернулись во времена советской перестройки с характерными для того времени судорожными поисками неформальных героев "социализма с человеческим лицом". Тогда-то, с подачи идеологов ЦК КПСС, и началась раскрутка ивановства на ЦТ СССР. В конце 1990 г. по центральному телевидению показали пропагандистский фильм об ивановцах "Ступени". Усилиями наших СМИ в обществе сложился стереотип об ивановстве как о безобидной системе закалки. Сам же Порфирий Иванов был преподнесён как чудо-целитель и энтузиаст здорового образа жизни. С тех пор об ивановстве было сказано и написано немало критических слов. Есть книги профессора А.Л.Дворкина, свящ. Алексия Мороза в которых говорится о деструктивном, сектантском и антихристианском характере ивановства. 9 сентября 2006 г. на канале РТР вышел фильм "Бог моржей Порфирий Иванов" (автор сценария Кирилл Дорошенко), в котором специалисты на основании собственных исследований эпистолярного наследия Паршека (кличка Иванова), а также движения его последователей сделали весьма неутешительные для ивановства выводы. Так профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Л.В.Ромасенко подтвердила диагноз, поставленный Иванову в 1936 г. в Ростовской психоневрологической клинике - шизофрения. В институте Сербского Порфирий Корнеевич наблюдался много лет и это вовсе не было формой политического преследования. Просто Паршек болел. Врагов советской власти в 1936-м отправляли не в психушки, а в ГУЛаг.
Профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.Л.Дворкин в этом же фильме сказал о сектантской сути движения ивановцев. Наконец, в фильме очевидцы рассказали о многих случаях потери здоровья, имущества, развале семей и даже смертях виной которым стало увлечение ивановством. Таким образом, в нашем информационном поле есть и объективная критика ивановщины.
Не хотелось, поэтому комментировать тенденциозный фильм Первого канала. Однако его руководство, спустя всего три месяца после премьеры, решило вновь показать этот фильм. 17 февраля телезрителям снова предстоит увидеть кино о чудотворце Иванове. Дата избрана неслучайно. 20 февраля ивановцы будут отмечать очередной день рождения своего "Учителя". Первый канал делает им щедрый подарок.
А теперь непосредственно о самом фильме. Прежде всего, удивляет подбор персонажей ленты. Большая часть времени на экране отдана нынешним вождям московского ивановства А.Сопроненкову и П.Казновскому. (Кстати говоря, их авторитет признаётся далеко не всеми ивановцами). Создаётся впечатление, что после Иванова остались только благодарные ученики и выздоровевшие пациенты. Медики, приглашенные авторами фильма для научного комментария "чудес" Иванова ничего вразумительного сказать не смогли, ибо проблемой этой никогда раньше не занимались. Зачем же было их звать? С таким же успехом можно было бы провести опрос на улице. Ради элементарной объективности можно было поинтересоваться и мнением критиков ивановства. Или об их существовании документалистам Первого ничего не известно?
Кроме того, сценарий фильма наполнен ложной информацией о жизни Порфирия Корнеевича Иванова. Так, зритель узнаёт, что в 1917 г. Порфирий Иванов вступил в РСДРП(б) и сразу же получил задание от местной (какой?) партячейки убить человека (!). Странное само по себе задание надо сказать… По версии автора сценария Ирины Иващенко, Паршек отказался выполнить преступный приказ и на том его партийная карьера закончилась. Но правда состоит в том, что никакого задания не было. И кандидатом в члены ВКП(б) Иванов стал только в 1928 г. Партийная карьера же его закончилась не потому, что тот отказался человека убить. Всё гораздо прозаичнее, чем это кажется Ирине Иващенко. В 1930 г. Иванов был судим по статье 169 УК РСФСР (мошенничество) и получил два года ИТЛ. В связи с чем и выбыл из рядов ВКП(б). В своих воспоминаниях Иванов признаётся, что не платил в фининспекцию по патенту, за что и поплатился. В лагере Паршек сидел меньше года и в том же 1930-м году за ударную работу на лесоповале был освобождён. Уже тогда психически больной, но физически крепкий Иванов перевыполнял все нормы и стучал на отстающих зэков. Это и ускорило освобождение. После 1930-го в тюрьмах Иванову сидеть больше не приходилось. Его всегда направляли в психбольницы.
Загадка "чудес" Порфирия Корнеевича во многом кроется в его болезни. Приведу только два примера чудотворений Паршека.
В 1934 г. Иванов, только что осознавший себя "Богом Земли", отправился лечить больных в Армавирскую межрайонную больницу. Врачам Иванов представился корреспондентом газеты "Правда", в подтверждение чего помахал им перед носом письмом из партийной газеты, которое получил незадолго до этого. (Иванов всю жизнь писал в высокие инстанции о своей закалке). Его пустили в больницу, и повели в палаты к больным. Далее предоставляю слово самому Паршеку:
"Я попросил, - пишет Иванов, - повести меня к молодому человеку, оперированному. Я у него спросил: "Что ты делаешь, уважаемый?" Он сказал: "Да ничего". Я его прощурил от ног до головы своею мыслью и попросил его, чтоб он читал книгу Пархоменко, командира Красной Армии. Теперь его оставляем здоровым человеком" (См.: История Паршека. 4-е изд. М., 1999. С. 87)
Исцелённые Паршеком граждане почему-то остались лежать в больнице, а чудотворцу, в конце концов, пришлось извиниться перед врачами и ретироваться. Тем не менее, Иванов воспринял свой поход как полный триумф. Отныне он брался лечить любые болезни, и всегда был уверен в успехе.
Осенью 1967 г. Паршек начал "борьбу" с онкологическими заболеваниями. Всё началось с того, что 26 сентября Иванов обнаружил у себя рак в правой ноге. Спустя 15 дней опухоль исчезла. Диагноза врачей "Победителю Природы", разумеется, не требовалось. Интересно, что запись об излечении датирована 6 октября, то есть от момента "обнаружения" опухоли до её полного исчезновения прошло, согласно хронологии тетради Иванова "Муха" не более 11 дней. Тем не менее, Паршек почему-то настаивает на 15-дневной "войне" с недугом.
Большая часть "исцелений" Иванова - вымысел самого Паршека или его последователей. Конечно же, нельзя исключить того, что кому-то водные процедуры, предложенные Ивановым, помогли. Но польза от закаливания водой известна давно и Иванов ничего нового в этой области не открыл.
С удивлением узнал я из фильма, что П.К.Иванов пережил ужасы голода на Украине в 30-е годы. Это никак не соответствует действительности. Семья Ивановых покинула пределы УССР еще в 1922 г. Вплоть до 1931 г. Иванов жил г. Красный Сулин Ростовской области. С 1931 по 1934 проживал в Армавире. Работал снабженцем и на голод в своих воспоминаниях не жаловался. В 1934 г. Иванов вновь вернулся в Красный Сулин. Именно здесь и застали П.Иванова немцы в 1942 г. В фильме же утверждается, что Иванов работал в это время в колхозе в с. Ореховка Ворошиловградской обл. В Ореховке Порфирий родился в 1898 г. и был изгнан из родного села мужиками за регулярное воровство. Вернулся на Украину Иванов только в 1971 г. и не в Ореховку, а на хутор Верхний Кондрючий, той же Ворошиловградской (ныне Луганской) обл. Здесь и нашёл Иванов свой последний приют.
Ложным является и утверждение авторов фильма, что в 1982 г. сразу после публикации в "Огоньке" П.Иванову запретили выходить из дому дальше, чем на 30 м. Действительно, начиная с 1975 г., за Ивановым присматривала местная милиция. Связано это было с тем, что летом того года обезумевший старик объявил своим последователям, что на Чувилкином бугре в Ореховке родится новый бессмертный ребёнок, его духовный сын. Ему не будет требоваться пища и вода. Он будет аутотрофным (греч. самопитающимся). Некая беременная москвичка, из числа его поклонниц, отважилась рожать на сельском бугре. Но не доехала, роды начались уже в пути. 15 июля 1975 г. безумную процессию заметили местные жители и сообщили в милицию. Женщину отправили в роддом, а Паршеку пришлось давать объяснения в отделении милиции.
Кроме того, Иванов любил прогуливаться по хутору, в чём мать родила иногда в сопровождении обнаженной ученицы Валентины Сухаревской, к слову сказать, тоже психически больной женщины. Поведение Паршека и его окружения вызывало смущение у хуторян. Они и обращались в милицию.
Но после публикации в "Огоньке" все ограничения на передвижения Иванова были сняты. Ученик Паршека И.Хвощевский (кандидат тех. наук из Москвы) от имени Иванова составил письмо Брежневу, в котором просил поддержать инициативу старца о всенародной закалке советского народа. О том, что Иванов считает себя "Богом Земли" и обещает всем своим ученикам бессмертие, автор письма предпочёл умолчать. Из ЦК КПСС письмо спустили в Минздрав и дали команду обратить внимание на Иванова. Вскоре Паршек получил ободрительное письмо от начальника главного управления лечебно-профилактической помощи А.М.Москвичева. В конце 80-х Москвичев уже в качестве замминистра здравоохранения будет распространять ивановщину по всему СССР. В 1982 г. Иванов свободно посетил Москву, где встречался с пропагандистом парапсихологии Э.К.Наумовым. Иванов был в зените славы, его посещала столичная номенклатура и советская образованщина (среди прочих А.Сопроненков).
И уж совсем не в какие ворота не лезет финальная утка Ирины Иващенко: оказывается, Иванова похоронили по православному обряду! Ну, вы, Ирина даёте!
Вся жизнь Иванова есть вызов православию. И никаких свидетельств о его предсмертном покаянии мы не имеем. А без такого покаяния не могло состояться и православное погребение Паршека. По свидетельству жителей хутора Верхний Кондрючий, после смерти "Учителя" 10 апреля 1983 г. ивановцы ещё три дня поливали тело умершего водой, надеясь на воскресение "Бога Земли". На четвертый день, по версии ивановца А. Бронникова, Иванов был похоронен (См.: Учитель Иванов: Его дорога. М.2006 С. 499). Однако, по свидетельству Наумова, присутствовавшего на похоронах, погребение состоялось только на девятый день после смерти Иванова. Наумов сохранил нам и предсмертное завещание "Учителя":
" - Я не умру, - говорил он. - И потому вы меня не хороните. Тело закопайте в землю и обливайте водой. А голова должна быть на поверхности" Цит. по: М. Федорова. Экспромт души // http://optimalist.narod.ru/gas05.htm.
Выполнить последнюю волю своего бога "детки" не решились. Могила Иванова находится на краю хуторского кладбища, совсем рядом с его домом. Своим внешним видом она напоминает могилу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Нет на ней никакого надгробного памятника, никаких надписей или эпитафий, только могильный холм, несколько больше обычных размеров, поросший травой. По периметру вокруг могилы посажен кустарник. Он ровно острижен и представляет собой естественную ограду захоронения. За последние годы рядом с могилой "Учителя", образовался целый ивановский погост: по соседству с Ивановым похоронены его сподвижники. Их могилы, меньших размеров, также безымянны. Надо полагать, что этим подчёркивается вера в достигнутое бессмертие. Очевидно, что погребальный чин ивановцев не имеет ничего общего с православным отпеванием.
Появление апологетического фильма об ивановстве на главном канале страны, к сожалению, неудивительно. Такова редакционная политика Первого канала. Кроме Иванова нас потчуют сомнительными рецептами от Г.Малахова и его компании. Политика надо сказать неразборчивая. Хотелось бы видеть в работе наших теледокументалистов и их руководителей больше профессионализма, иначе такие перлы как фильм о Порфирии Иванове подорвут и без того зыбкий авторитет наших СМИ. (Я конечно не о рейтингах). Ивановство - это суррогат духовности, порождённый коммунистическим экспериментом. Пора же это увидеть за ширмой закалки!
Алексей Слюсаренко,
ассистент кафедры религиоведения Восточноукраинского университета им.В.И.Даля.
г.Луганск.
УЧЕНИЕ ПОРФИРИЯ ИВАНОВА С ПРАВОСЛАВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
26 мая в центре культуры и искусства "Верх-Исетский" закончила свою работу фотоэкспозиция "Я жизнь предложил людям", посвященная "жизненному пути и учению П. И. Иванова".
Многочисленные листовки, призывающие посетить мероприятие, утверждали, что на вопросы "как выжить? как сберечь жизнь на земле?", отвечает "Идея Учителя Иванова - Идея новой независимой жизни человека в природе".
Что представляет собой иваиовство на самом деле? Только ли это система закаливания и гармоничного сосуществования с природой и миром? Или нечто иное? Разобраться в этом вам поможет предлагаемая публикация.
Иванов Порфирий Корнеевич родился в 1898 году, жил и учил на хуторе Верхний Кондрючий (Ворошиловградская обл.), где и умер в 1983 году. В молодости жизнь Порфирия протекала, как у многих его соотечественников: работал, пил, гулял, дрался и даже сидел за это в тюрьме. Осо- бым благочестием и церковностью никогда не отличался, хотя до революции иногда ходил в церковь и молился.
В конце 20-х годов стал ощущать какую-то особую связь с природой, слышать внутри себя "голос", а иногда и "голоса", призывающие его к "единению с природой". Затем 25 апреля 1933 г., на Чувилкином бугре на него нашло некое "просветление", которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой (третья ипостась христианской Святой Троицы). И с тех пор, как считают его ученики, он стал материализованный (воплощенный) дух Бога Отца и явился основателем новой религии, религии второго пришествия Бога на землю (для христиан - нового Христа, для мусульман - мадхи, для буддистов - майтрейи).
После данного "просветления" Порфирий приобрел особые свойства: претерпевал любой мороз и стужу зимой, а летом ходил в одних трусах, мог долго находиться под водой и даже исцелягь некоторые болезни. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, двусмысленно намекал о распятии "брата своего".
Несмотря на такое "родство", Иванов в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся, своим последователям объявлял, что в церкви все ложно. В Великий пост он угощал заходивших к нему христиан мясом. Поститься же своих учеников заставлял в каждую субботу и часть воскресенья (с 18-00 пятница до 12-00 воскресенья), т. е. именно в те дни, которые являются по церковным канонам праздниками, и пост в которые (по религиозным убеждениям) наказывается отлучением от Церкви.
По учению ивановцев, Христос принес соборность между людьми, а Иванов дал более высокую степень соборности: людей и природы. Только такая соборность для них есть истинная соборность.
В чем же ложность этого положения? Происходит обожествление природы, она является как бы новой ипостасью Бога, и человек через слияние с ней обретает спасение. По учению же христианства, мы спасаемся крестными заслугами Иисуса Христа, приняв святое крещение, соединяемся со Христом, становимся членами Церкви, главой которой является наш Спаситель, и будучи постоянно питаемы святыми таинствами и благодатью Святого Духа, очищаясь от страстей, все более и более соединяемся со Христом, во всем Ему уподобляемся, становимся носителями Святого Духа. Только Христом, только через Христа, только подобно Христу.
В учении Иванова Христу места нет. Это место занято Ивановым. И не случайно, противореча Христу, Иванов отрицает бессмертность человеческой души, неизбежность загробного воздаяния, наличие ада и рая. Вот какие слова ересиарха донесли до нас его последователи: "Здесь живете - остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем на веки веков. Мы не знаем, что будет после нашей смерти, поэтому все дела свои мы делаем здесь и сейчас в нашей земной жизни".
Последователи Иванова также отрицают церковную иерархию, они считают, что для общения "с Богом Духом Отцом через природу иерархия не нужна - каждый ивановец сам себе поп". Как дальше утверждают еретики: "Один посредник у нас, один ходатай за нас перед Богом Духом Отцом и природою - господь животворящий Порфирий Корнеевич Иванов". Здесь мы видим полное отрицание Иисуса Христа, Его крестных заслуг, обожествление природы и водружение на место Христа Спасителя - еретика Иванова.
Кроме того, по смерти Порфирия (кстати очень мучительной и тяжелой) всех желающих зазывали на хутор Верхний Кондрючий к "жене господа животворящего П. К. Иванова" для принятия от нее крещения в ивановскую веру.
Как известно, крещение есть приобщение, присоединение к определенному мистическому обществу, посвящение человека на служение строго определенной силе. Если крещение во Христа делает человека членом Церкви, воином Христовым, то крещение Иванова, по своей сути - врага Христова, посвящает человека темным силам и обрекает его на служение врагам Христовым, падшим духам. Часто в ритуал "крещения" Иванова входит чтение следующего так называемого символа веры: " ..верую в отца и сына бога второго пришествия Порфирия Иванова, в церковь ивановскую, беспоповскую, в самопокаяние" и т. п.
Если данный символ исповедуют и не все течения ивановцев, зато все как один поют следующий гимн:
"Люди верили Господу как Богу,
А он сам к нам на землю пришел.
Смерть как таковую изгонит,
А жизнь во славу введет.
Где люди сойдутся на этом бугре,
Они скажут громкое слово.
Это есть наше райское место,
Человеку слава бессмертна".
Как мы видим, в этом гимне, как и в "символе", только более скрытно выражены и все ивановские ереси: отрицание Христа как единственного Спасителя рода человеческого, Его крестных заслуг, возведение Иванова в ранг спасающего Бога, отрицание Церкви, церковной иерархии, церковных таинств, отрицание бессмертности души человеческой и загробного воздаяния.
Отрицание бессмертности души, естественно, вызывает желание жить здесь, на земле, вечно. Эго приводит к тому, что некоторые ивановцы ради развития личной аутотрофности (самостроения) питаются только раз в неделю, постоянно обливаются холодной водой и несут другие аскетические подвиги. Данные действия, утончающие психофизическую структуру человека, плюс мистическое же посвящение (крещение) от Иванова или его учеников делают сектанта открытым для воздействия из невидимого мира падших духов. В результате чего у многих ивановцев появляются экстрасенсивные способности, слышание "голосов", а то и прямое общение с духом "учителя". В итоге некоторые из них становятся просто бесноватыми (одержимыми от вселения в них нечистого духа), другие же, восприняв и усвоив ложные идеи лжеучителя, идут по гибельному пути духовного развития.
Так, незадолго до смерти Иванова наиболее продвинутые сектанты собрались па "священном" для них месте, Чувилкином бугре, и пытались принять роды одной из ивановок, считая, что должен родиться аутотрофный (бессмертный) человек, которого они собирались отлучить от матери и кормить не молоком, а общей биоэнергией. По их прогнозам, должен был родиться мальчик, который благодаря рождению на "святом" месте и питаемый вместо пищи биоэнергией всех ивановцев, должен быть бессмертным и открыть новую эру аутотрофных людей.
Милиция пресекла этот шабаш. Роженица были отправлена в роддом, где благополучно родилась... девочка. Ивановцы же создали легенду, что родился мальчик и был подменен, но спасся и тайно растет... и еще скажет человечеству свое слово.
Что же привлекает современного человека в учении Иванова? Прежде всего обещание полного исцеления от всех болезней и крепкого здоровья на многие годы. Для достижения этой цели используется механизм закаливания, основанный на обливании холодной водой и принятии воздушных ванн. В этом, в принципе, нет ничего плохого, но... любое обливание и купание всегда связано с мистическим действием, призыванием учителя и просьбой, чтобы он дал им энергию. Так, согласно "Детке" (своду правил жизни по Иванову), все ивановцы должны дважды в день обливаться холодной водой, при этом вначале делаются специальные дыхательные упражнения, воздеваются руки и произносится следующая формула: "Учитель, дай нам силу, дай нам энергию!" Именно это мистическое действие и обеспечивает связь с космическим агентом, "учителем" (демонической силой, которая стоит за этим именем), который и посылает силы просящим. Само же по себе обливание холодной водой без призывания учителя ожидаемого эффекта ивановцам не приносит. Поэтому предложение вместо призыва учителя читать молитву "Царю Небесный", отклика у сектантов не находит.
Все ивановцы кроме обливания холодной водой стремятся исполнять и остальные 11 заповедей учителя, выражаемые в "Детке". Причем эти примитивные правила приравниваются к Евангелию и даже становятся выше его. Но надо прямо сказать, что ко Христу и Евангелию они никакого отношения не имеют. Первые шесть из них относятся к телу и личной гигиене. Вот они вкратце: "Два раза в день купайся с холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо; перед купанием встань босыми ногами на землю, вдохни через рот несколько раз воздух и пожелай себе и всем людям здоровья; не употребляй алкоголя и не кури; голодай с пятницы 18 часов до воскресенья 12 часов, это твои заслуги и покой; люби природу, не плюйся вокруг". Другие шесть (по словам ивановцев, составленные ими уже после смерти учителя) обращены на отношение к окружающим людям: здоровайся со всеми, если хочешь иметь у себя здоровье; помогай людям чем можешь, побеждай жадность, лень, не думай о болезнях, мысль не отделяй от дела, пропагандируй ивановство.
Если бы не мистическая подоснова, то эти правила жизни по Иванову могли бы быть совершенно безобидными. Но как они убоги по сравнению с христианством, с Евангелием, к примеру, с Нагорной проповедью Христа (Мф. 5-7). Только атеистическое сознание современного человека, ставящего здоровье, культ тела и временную жизнь превыше всего, делают таким соблазнительным лжеучение П. К. Иванова. Здоровье плюс псевдодуховность - набор физических упражнений и гигиенических правил, улучшающих здоровье, и ложное мистические учение, приводящее к контакту с нечистыми духами. Это та ловушка, тот крючок, на который попадается наш современник, пытающийся найти себя в ивановстве, йоге, кришнаизме, аутотреннинге и других многочисленных учениях, зачастую связанных с восточными религиями.
Подводя итоги всего сказанного, можно сделать следующий вывод.
Учение П. К. Иванова - это не безобидное учение о здоровом образе жизни, как пытаются представить его некоторые ивановцы, а религиозная ересь, уводящая человека от Церкви Христовой и вечной жизни.
Не случайно ивановцы не ходят в Церковь, не исповедуются, не причащаются, не молятся по молитвослову, не читают Евангелие и Псалтирь. Их культ - здоровье, бог их - Иванов, слава их - в обливании холодной водой.
Как это перекликается со словами апостола Павла о язычниках: "Их конец - погибель, их бог - чрево и слава их - в сраме, они мыслят о земном"! (Флп. 3, 19)
Рассказы людей, имевших общение с П К. Ивановым и его последователями
Рассказ Валерия К
Поиски смысла жизни привели меня к встрече с учениками Иванова. Они научили меня обливаться холодной водой и призывать имя учителя. Когда я первый раз совершил эту процедуру, призвав учителя и испросив у него силы, какая-то дрожь пронизала мое гело и я почувсгвовал бешеный прилив энергии. Не зная, куда ее приложи гь, занялся перестановкой мебели в комнате. Я двигал огромные шкафы, как пушинки. Спустя некоторое время ученики Иванова сказали, что я готов к встрече с учителем. Они повезли меня к нему на хугор. Там я прожил несколько дней, но Иванов сказал, чго я еще недосгагочно готов для посвящения, не до конца поверил в него. Когда я поверю и отдам ему свою душу, он наделит меня большими силами. Я побоялся этого и уехал. Перед отъездом Иванов через учеников передал мне, что меня постигнет испытание, но не надо смущаться. Если заболею, то к врачам обращаться не стоит, они не помогут, только он по моей вере в него исцелит меня.
Когда я возвращался домой, в поезде у меня вскочил за ухом прыщик. Дома он превратился в фурункул. Домашние средства не помогали, в больнице сделали операцию, но рана не заживала. Лег в центральную городскую больницу, но становилось все хуже и хуже. Сквозь рану уже проглядывала черепная кость. Поехал в Ленинград и лег в Военно-медицинскую академию. Провалялся там три месяца. Процесс приостановили, но вылечить не смогли. Рядом лежал православный христианин, он посоветовал поехать в Васк-Нарву к священнику о. Василию, чтобы тот отчитал (разрушил колдовство и чародейство чтением специальных заклинательных молитв). Я выписался и поехал. Было время страстной седмицы Великого поста. Несколько раз о. Василий меня отчитывал; в Великую Субботу, молясь со слезами Господу нашему Иисусу Христу, я приложился ко святой плащанице. После этого почувствовал, что какой-то огромный груз свалился у меня с плеч. Отошла Пасхальная служба, за которой я причастился. Наутро подошел к зеркалу и не поверил! Раны не было! Только маленький шрам свидетельствовал о перенесенных мною страданиях. Зато еще в течение трех лет, даже уже после смерти Порфирия Иванова, во время молитвы, когда я закрывал глаза, передо мной вставало искаженное злобой лицо Порфирия, с ненавистью смотрящее на меня. Спустя пять лет все это прошло.
Слава Богу, что я стал православным христианином!
Рассказ священника Николая Г.
Некоторые ивановцы и сейчас имеют непосредственную связь с "учителем". Так, в доме, где я проживаю, ниже меня этажом живет последовательница учения Иванова. Как-то я принес ей Евангелие и молитвослов для чтения. Она сказала, что сначала спросит у "учителя", без разрешения которого она ничего не делает. Через пять минут она вошла в мою квартиру и, бросив на стол Священные книги, сказала: "Учитель Порфирий сказал, что мне этого не надо". После этого моя матушка несколько раз встречалась с ней и пыталась рассказать ей о Христе, о вере, о молитве, но вскоре сама сильно заболела. Соседка же вскоре попала в психиатрическую больницу, где кричала, что прогневала "учителя" и за то страдает.
М. ДРОЗДОВ "Православная Москва"
Качество: VSHRip
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Видео: 640x480 (1.33:1), 25 fps, XviD Final 1.0.3 (build 37) ~248 kbps avg, 0.03 bit/pixel
Аудио: 16 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~32.00 kbps avg
Размер: 918 MB